обучение в россии

Английская система образования

Великобританская система образования входит в топ-10лучших в мире. И не случайно. Ее направленность, цели и задачи, построение процесса обучения — все направлено на гармоничное развитие ребенка и его социальную адаптацию. Чем же оно отличается от нашего?

Основы основ

Все начинается с основ. В головах наших родителей заложено, что ребенка надо развивать. Не могу точно сказать, когда и откуда пошло это мракобесие, но лежит оно уже на уровне подкорки. И сколько бы специалисты, врачи и психологи, не говорили о бессмысленности этих мероприятий, о их далеко не безобидном влияние на психику, общее развитие, о непоправимом вреде — их мало кто слушает.

В Англии, и странах, обучающих по ее стандартам, все просто. Детей никто не развивает. Их просто качественно и экологично обучают в школе.

Влияние менталитета на обучение

Менталитет. Без него никуда. Наша система образования построена по принципу «сдать любой ценой». Не понять, а именно сдать. Сдать контрольную, сдать экзамен. И обучение, особенно в старших классах, построено по принципу натаскивания. А вот, что останется в голове после сдачи,  мало кого волнует.

В британских школах ориентация на понимание и умение применять на практике. Отсюда и вытекает мультидисциплинарность, когда одна проблема рассматривается с позиции разных предметов. А ещё здесь учат расставлять приоритеты, выделять главное, ставить и добиваться целей. О чем у нас, почему-то забывают.

Как учат в Англии

Обе школы выстраивают объем предлагаемых знаний в виде пирамиды. Вот только в России она перевернута. Чем меньше ребенок — тем меньше информации. Зато в старших классах до 20 различных дисциплин.

В Англии максимальная нагрузка приходится на среднюю школу, по окончанию которой сдаётся экзамен. Происходит это в возрасте 16 лет и даёт возможность или пойти работать, или продолжить обучение в школе. Старшие классы — только профильные предметы, ориентированные на интересы учащегося и подготовку к ВУЗу.

Отношение к детям в школе

Как- то завелось на просторах нашей необъятной,  что каждый студент за время обучения в школе что-то кому-то должен. Его личные интересы, способности, склонности — не учитываются в принципе. Не подошёл под общий стандарт, не справился с общим объёмом — лузер, топай в низкоквалифицированные специальности. Нет в тебе перспектив. Попытки раскрыть ребенка, выявить его сильные стороны не проводятся.

В противоположность этому, в английской системе практикуется индивидуальный подход. Занятие строятся так, чтобы донести их смысл до каждого. И психолог здесь играет ведущую роль. Вообще много времени отводится именно на развитие личных качеств. Амбициозность, стрессоустойчивость, лидерские навыки, ораторское искусство — этому учат и уделяют колоссальное количество времени.

Нужна ли профориентация в школе?

В английских школах профориентация проходит красной нитью через всю среднюю школу. К 16 годам фактически каждый знает, чем хочет заниматься всю оставшуюся. И это знание основано на личных предпочтениях, особенностях характера, способностях и навыках. А знания подтянуться в старшей школе.

Наша профориентации — сдать ЕГЭ.

Система образования в Англии

Она обязательна с…4 лет. И не обязательна с трех. Отсюда отпадает необходимость раннего развития и экспериментов над собственным ребенком с помощью сомнительных методик. На дошкольном этапе (4-6 лет) дети учатся читать, писать, правильно говорить, считать в пределах 30 туда и обратно, даются общие научные знания, изучается география. Особое внимание уделяется творчеству, воспитанию и дисциплине. Особняком стоят SEL — развитие эмоционального интеллекта и STEM — развитие способностей решать конкретные проблемы с помощью логики, математики, технологий и проектирования.
Далее идет начальное образование (до 13 лет), среднее (до 16 лет) и высшее (ещё два года). Набор обязательных предметов (Core Subjects) меняется в зависимости от возраста. В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. С 11 лет к Core Subjects относят английский, математику и науки (основы химии, биологии и физики). Остальные предметы ученик вместе с родителями выбирает исходя из собственных предпочтений. С 14 до 16 лет школьники готовятся к сдаче экзамена GCSE (General Certificate of Secondary Education – Сертификат о Среднем Образовании).
Отдельное слово, по поводу домашней работы. Сейчас ее фактически нет. Школа в состоянии сама дать, закрепить и проверить необходимые знания. Нагружать родителей здесь не принято.

Остается вопрос, что же делать нашим родителям? Довериться школьным стандартам, отдавать в частную британскую школу или самостоятельно заниматься с ребенком. Моя точка зрения найти золотую середину. Отменить школу, как и за один день перекроить систему образования, сформированную десятилетиями, не получится. А вот взять из английской системы направленность на личность и донести ее до ребенка, развивать его личные качества и навыки, помогать с планированием и расстановкой целей и приоритетов можно и даже нужно.

Posted in книги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *