мама и малыш

Кризис рождения

Самый трогательный и долгожданный момент каждой женщины-рождение ее малыша.

Что же мама получает в родзале? С физиологической точки зрения, кучку клеток, обернутых в не очень привлекательную упаковку (а какой она должна быть после прохождения через родовые пути?), и полностью дезориентированную. 

Что умеет новорожденный?

Что они умеют? Слушать. И это получается, покруче чем у кошки. Слух младенца, натренерованный месяцами внутриутроной жизни, одна из самых развитых функций. Еще детям доступно обоняние и свою маму они отыскивают именно по запаху. И все. Большего ждать от новорождённого не стоит.

Такая неполноценность с лихвой компенсируется феноменальной адаптивностью . Поставьте себя на место ребенка. Вы живете размеренной жизнью. Но в один, не очень прекрасный момент, вас выдергивают из привычной обстановки, изрядно мутузят и закидывают в абсолютно неизвестное место. Вокруг все громыхает, освещение ярче на несколько тысяч кельвинов. Кушать, как раньше, не получается. Нужно освоить фотосинтез. Дыхание носом невозможно. Только кожей, как некоторые земноводные.  А теперь вопрос! Как долго вы протянете? Примерно в такие же условия попадает ребенок. Как адам , выкинутый из рая, он встает перед выбором : адаптируйся или гибни.

И вот тут просыпаются древние рефлексы. Их не так много, но именно благодаря им удается выжить. Это неосознанные действия, историческое наследие поколений и клеточная память, которые потом, по мере взросления, исчезнут. Но сейчас, они позволят бросить все ресурсы на поддержание жизненно важных функций : дыхания, кровообращения и питания. Все будет работать пока еще через пень колоду, однако цель этого периода будет достигнута: выжить.

Психика новорожденного

С психологической точки зрения все несколько сложнее. Никто толком до сих пор ничего не понимает, а период новорожденности наименее изучен. Существует три гипотезы. Первая рассматривает малыша, как вполне себе развитое создание, способное испытывать эмоции. С этой позиции, роды  представляются жутким процессом и ребенок безмерно страдает. Выражение его лица после рождения — гримаса ужаса, а крик — полон отчаяния. Драмматичность картины каждый сможет дописать самостоятельно, в зависимости от собственной эмоциональности.

Вторая гипотеза, прямо противоположная. Она вообще не рассматривает ребенка как сознательное существо. С этой точки зрения, ребенок эмоции не испытывает, выполняет пассивную роль и полностью аморфен. И боль он, кстати тоже испытывать не может (отсюда безумные идеи об операциях без анестезии). Все действия основаны исключительно на рефлексах.

И третья гипотеза -адаптивный вариант сборной солянки из первых двух.

Что нужно новорожденному?

Чтобы его вернули в привычную среду:
⁃ Выключили звук и свет;
⁃ Согрели;
⁃ Накормили;
⁃ Дали послушать маму, ее голос, сердце.

На этом период рождения плавно перетекает в новорожденность, а с ним и в первый кризис.

Posted in Детская психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *