Речевое развитие

Речевое развитие ребенка

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. (Выготский Л.С.)

Давайте познакомимся с возрастными нормативами речевого развития.

Первый год жизни ребенка

  1. Стадия крика

Первые голосовые проявления ребенка — это крик и плач.

2. Стадия гуления

С 1,5 месяцев — малыш начинает гулить (а-а)

С 2 месяцев — гуление (г-у, бу-у, эы)

С 4 месяцев — произносит протяжно (а-а, а-ги, а-гу, а-ба), варьирует тон голоса.

3. Стадия лепета

С 6 месяцев – появляется лепет (па, ма, га)

7-8,5 месяцев — лепет (да-да, ба-ба)

8,5-9,5 месяцев — модулированный лепет (повторяет слоги с различными интонациями).

Ребенок понимает обращённую к нему речь (простые фразы).

Появляются интонации удовольствия/неудовольствия. Начинает понимать жесты окружающих.

4. Стадия первых слов

С 11 месяцев появляются первые слова: мама, папа, баба

Произносит:

гласные: а,о,у

согласные: м, б, п, г, к

Активный словарь к концу года: 8-12 слов

Второй год жизни

Появляются первые слова и интерес к окружающему миру. Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.

  1. 1год — 1год 6 месяцев

Ребенок активно подражает речи взрослых.

Пользуется звукоподражательными словами — ав-ав (собака), би-би (машина).

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Преобладают названия предметов и обозначения действий.

Если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, трава зелёная), ребенок быстро усвоит эти понятия.

2. 1 год 6 месяцев – 2 года

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и личные местоимения. Начинает употреблять простые предложения из 2-3 слов, к концу года — 3-5 слов в предложении. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

В многосложных словах пропускает слоги, одни звуки заменяет другими — апипед (велосипед), маина – машина.

Произносит:

гласные: а, у, и, о

согласные: д, т, н, б, м, п, к, г, в, ф (большинство согласных смягчают).

Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок знает 200-300 слов.

Третий год жизни ребенка

С 2х летнего возраста речь ребёнка совершенствуется:

— начинает произносить трехсложные слова (машина, кубики)

— повторяет за взрослыми сложные слова, короткие стихи

— происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы

— активно пользуется вопросами

— возникает способность к словотворчеству. Первоначально это рифмование («Аньдюшка — полюшка»), затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл («копатка» вместо «лопатка», «отключить дверь» вместо «отпереть дверь» и т.д.).

Ребёнок понимает обиходную речь и содержание сказок.

Активно общается с окружающими при помощи речи.

🌀Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими и др.: шапка — сяпка, щенок — сенок, часы — тясы.

🌀Твёрдые свистящие звуки заменятся мягкими свистящими звуками: санки — сянки, зайка — зяйка.

🌀замена окончаний и их употребление в рамках одного значения

🌀могут смешивать род

Произносит:

гласные: и, ы, у

согласные: ф, в, т, д, н, к, г, х, й

Активный словарный запас: 1000-1200 слов

Дошкольный возраст

  1. 3 — 4 года

-ребёнок начинает пользоваться развёрнутыми фразами, строить сложные предложения

-согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода

-понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи

-пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

-активно занимается словотворчеством

-замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется

🌀Звуки «с, з, ц» заменяются на «ть, сь, зь, т»

🌀Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки

🌀Звуки «л, р» либо пропускаются, либо заменяются на «ль, й»

Появляются звуки:

с, з, ц, ш, ж, ч, щ

Активный словарный запас: около 2000 слов

2. 4 года- 5 лет

-фразовая речь ребенка усложняется

-в среднем предложение состоит из 5-6 слов

-в речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

-дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок

-ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи

-присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные

-изменяет силу голоса, умеет говорить шепотом

практически все звуки речи произносятся правильно

🌀Исключения: звуки «ч, ц», которые могут пропускаться или заменяться на «ть, с, щ»

🌀могут отсутствовать звуки «р, л» или заменяться на «й, рь, ль»

Словарный запас: около 4000 слов

3. 5-6 лет

-ребенок овладевает типами склонений и спряжений

-строит предложение из 8 слов

-способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности

-появляется способность к выделению первого звука из слова

-дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации

улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

Словарный запас: до 5000 слов, активный словарный запас: 2500-3000 слов

4. 6-7 лет

-к седьмому году жизни ребенок употребляет образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.)

-к этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи

-продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов

-осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении

-развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе

-нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.

к 7 годам все звуки родного языка произносятся правильно.

Активный словарный запас 3500-4000 слов.

Данные нормативы являются усредненными, речевое развитие некоторых детей может опережать данные показатели, но если развитие речи отстает – стоит обратить на это внимание!

Posted in Детская психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *