Речевое развитие

Речевое развитие ребенка

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. (Выготский Л.С.)

Давайте познакомимся с возрастными нормативами речевого развития.

Первый год жизни ребенка

  1. Стадия крика

Первые голосовые проявления ребенка — это крик и плач.

2. Стадия гуления

С 1,5 месяцев — малыш начинает гулить (а-а)

С 2 месяцев — гуление (г-у, бу-у, эы)

С 4 месяцев — произносит протяжно (а-а, а-ги, а-гу, а-ба), варьирует тон голоса.

3. Стадия лепета

С 6 месяцев – появляется лепет (па, ма, га)

7-8,5 месяцев — лепет (да-да, ба-ба)

8,5-9,5 месяцев — модулированный лепет (повторяет слоги с различными интонациями).

Ребенок понимает обращённую к нему речь (простые фразы).

Появляются интонации удовольствия/неудовольствия. Начинает понимать жесты окружающих.

4. Стадия первых слов

С 11 месяцев появляются первые слова: мама, папа, баба

Произносит:

гласные: а,о,у

согласные: м, б, п, г, к

Активный словарь к концу года: 8-12 слов

Второй год жизни

Появляются первые слова и интерес к окружающему миру. Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.

  1. 1год — 1год 6 месяцев

Ребенок активно подражает речи взрослых.

Пользуется звукоподражательными словами — ав-ав (собака), би-би (машина).

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Преобладают названия предметов и обозначения действий.

Если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, трава зелёная), ребенок быстро усвоит эти понятия.

2. 1 год 6 месяцев – 2 года

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и личные местоимения. Начинает употреблять простые предложения из 2-3 слов, к концу года — 3-5 слов в предложении. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

В многосложных словах пропускает слоги, одни звуки заменяет другими — апипед (велосипед), маина – машина.

Произносит:

гласные: а, у, и, о

согласные: д, т, н, б, м, п, к, г, в, ф (большинство согласных смягчают).

Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок знает 200-300 слов.

Третий год жизни ребенка

С 2х летнего возраста речь ребёнка совершенствуется:

— начинает произносить трехсложные слова (машина, кубики)

— повторяет за взрослыми сложные слова, короткие стихи

— происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы

— активно пользуется вопросами

— возникает способность к словотворчеству. Первоначально это рифмование («Аньдюшка — полюшка»), затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл («копатка» вместо «лопатка», «отключить дверь» вместо «отпереть дверь» и т.д.).

Ребёнок понимает обиходную речь и содержание сказок.

Активно общается с окружающими при помощи речи.

?Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими и др.: шапка — сяпка, щенок — сенок, часы — тясы.

?Твёрдые свистящие звуки заменятся мягкими свистящими звуками: санки — сянки, зайка — зяйка.

?замена окончаний и их употребление в рамках одного значения

?могут смешивать род

Произносит:

гласные: и, ы, у

согласные: ф, в, т, д, н, к, г, х, й

Активный словарный запас: 1000-1200 слов

Дошкольный возраст

  1. 3 — 4 года

-ребёнок начинает пользоваться развёрнутыми фразами, строить сложные предложения

-согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода

-понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи

-пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

-активно занимается словотворчеством

-замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется

?Звуки «с, з, ц» заменяются на «ть, сь, зь, т»

?Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки

?Звуки «л, р» либо пропускаются, либо заменяются на «ль, й»

Появляются звуки:

с, з, ц, ш, ж, ч, щ

Активный словарный запас: около 2000 слов

2. 4 года- 5 лет

-фразовая речь ребенка усложняется

-в среднем предложение состоит из 5-6 слов

-в речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

-дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок

-ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи

-присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные

-изменяет силу голоса, умеет говорить шепотом

практически все звуки речи произносятся правильно

?Исключения: звуки «ч, ц», которые могут пропускаться или заменяться на «ть, с, щ»

?могут отсутствовать звуки «р, л» или заменяться на «й, рь, ль»

Словарный запас: около 4000 слов

3. 5-6 лет

-ребенок овладевает типами склонений и спряжений

-строит предложение из 8 слов

-способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности

-появляется способность к выделению первого звука из слова

-дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации

улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

Словарный запас: до 5000 слов, активный словарный запас: 2500-3000 слов

4. 6-7 лет

-к седьмому году жизни ребенок употребляет образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря; на скорую руку и др.)

-к этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи

-продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов

-осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении

-развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе

-нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.

к 7 годам все звуки родного языка произносятся правильно.

Активный словарный запас 3500-4000 слов.

Данные нормативы являются усредненными, речевое развитие некоторых детей может опережать данные показатели, но если развитие речи отстает – стоит обратить на это внимание!

Posted in Детская психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *